Второй по популярности у россиян морской курорт на Балтике – Зеленоградск, добрая репутация которого насчитывает более двух столетий. В начале XIX века известный врач Фридрих Кессель пришел к выводу, что свежий воздух, морские воды, солнце и грязевые ванны могут принести больным больше пользы, чем кровопускание и прием горьких микстур. Такой простой и естественный, на сегодняшний взгляд, вывод дал огромный толчок к росту курортов по всей Европе. Этот процесс не обошел стороной прибрежные селения Кранц и Раушен (Зеленоградск и Светлогорск), которые уже тому времени были городами летнего отдыха для кенигсбержцев.
С 1816 г. прусское прибрежное селение Кранц в связи с массовым притоком курортников начало интенсивно отстраиваться; многочисленные пансионаты и санатории, отели и частные дома менее чем за полвека украсили собой побережье. Город, который первоначально предназначался для отдыха и любования ландшафтами, строился таким образом, чтобы все в нем радовало глаз. В результате он приобрел облик легкомысленный и веселый. Тому способствовала и первая железнодорожная ветка Кенигсберг-Кранц, сократившая время путешествия, отчего приток желающих отдохнуть увеличился.
До сегодняшнего дня в улицах федерального курорта Зеленоградск сохранилась старая планировка, а причудливые украшения фасадов домов превращают прогулку по городу в увлекательное путешествие.
Зеленоградск интересен своими культовыми сооружениями. В его восточной части с 1896 г. в небо поднимается кирха св. Адальберта высотой 42 м. После войны кирха долгое время использовалась в качестве спортзала. В центра города мирно соседствовали католическая капелла св. Андрея (сооружена в 1904 г, в 90-х годах 20 в. стала православным храмом) и синагога. Последняя была возведена в псевдоготическом стиле в 1911 г., ее руины еще в 1954 г. были видны во дворе санатория "Зеленоградск" (бывшем курорте "Кранц").
Осененные вековыми липами уютные улочки в восточной части города вызывают ностальгию по старым временам - здесь на фасадах домов по сей день сохранились деревянные украшения, на которых резчики конца ХIХ века запечатлели многие языческие символы прусской народной культуры.